Вайшнавачара

Вайшнавачара. Путь вайшнавов–бхактов. Преданное служение.

13. Второй шаг — бхакти, через неё (достигается) близость с Богиней. О Владыка всего, тот, кто исполнен бхакти, обретает совершенство на пути вама.
15. Бхакти-йога — великая йога, джняна–йога превосходит все; когда бхакти соединяется с джняной, рождается великое состояние (чувство, любовь).
(Тантра тайн спасительной любви в переводе С.С. Фёдорова и С.В. Лобанова 2004г)

Очень важный этап, который в нашем мире в частности показывает течение кришнаитов.

Его характерной особенностью является достаточно глубокое переключение внимания от объектов внешнего мира к внутреннему смыслу — деяний и создание устойчивого (независимого от внешнего) внутреннего состояния радости, питающего сердце.

Как известно, высшие способности (и связь с Духом) открываются тогда когда преодолены эгоистические состояния жадности, жалости, гнева, раздражения и страха, транслируемые нижними чакрами и отнимающие этим всю энергию человека, необходимую для развития и роста воли.

И через сердце, через Любовь обретается возможность открытия вышерасположенных центров энергии и состояний.

Однако состояние необусловленной радости и незаинтересованности во внешних результатах деяний само по себе ещё не является достаточным (будучи необходимым) условием Единства с Духом. Оно вполне может свидетельствовать о том, что воля адепта пробуждена и окрепла достаточно для того, чтобы устойчиво сохранять самостоятельно выбранное состояние внутреннего мира вне зависимости от внешнего, однако силы её может быть недостаточно для того, чтобы произошла духовная инициация.

Внешнее выражение же радости «на показ» далеко не всегда бывает адекватно внутреннему. Так, одна женщина, милая и улыбчивая, в ответ на вопрос — как у вас дела? — всегда радостно отвечала — «Всё хорошо! Хорошие отношения с мужем, чудесные дети и лучшая интересная работа», — но буквально через минуту она почему-то произнесла — «Слава Богу, что жить осталось недолго!».

Ещё одна существенная особенность этого этапа — достаточная привязанность к внешним ритуалам (чёткам, предметам, именам, действиям, одежде), беседам, лекциям, книгам и к конкретному лику «своего» Бога. Т.е. святая молитва — в церкви, кроме Аллаха (Кришны, Иисуса, Будды…) — никого нет; отрицание других способов духовной работы как ложных, а так же — и неприятие разрушительных(гневных) аспектов выражения Духа.

Я знаком с некоторыми из «продвинутых» кришнаитов, которые высокомерно хвастались своим положением рядом с признанным духовным учителем, находя положение других (у кого такого положения не было) заблуждающимися. Однако, на мой взгляд, не положение рядом с мастером определяет духовный статус ученика, ибо и рядом с великими людьми порой вырастают просто глупцы, слепо копирующие своего учителя в ущерб развитию своей собственной Индивидуальности.

Вероятно, в силу изложенных выше причин — достаточно узкого диапазона восприятия мира, как божественного (магического), воля практика и не набирает здесь ещё достаточно силы, чтобы намерение единства с Духом стало поистине несгибаемым.

Поддерживается же узость диапазона выборочностью из окружающего мира ситуаций и событий, поступков и слов, которые причисляются к «священным» или «духовным», а всё остальное многообразие мира таковым не считается.

Не только кришнаиты демонстрируют данную ступень. Взяв в пример любую секту, мы обнаружим те же самые характерные черты — отделённость от мира, сужение поля внимания на «духовных»(читай- благостных) переживаниях, которые доступны ТОЛЬКО внутри секты.

Иногда к сектантству пытаются причислить современные тренинги интегративных психотехнологий, по отношению к которым у участников может появиться специфическая психологическая зависимость. На тренингах формируется особое пространство, отношения, которые радостны и приятны, в то время, как мир социальных контактов жесток и неприятен.

Поэтому, учитывая несомненную полезность тренинговой работы по раскрытию потенциальных человеческих способностей и стимуляции развития сознания, стОит отметить, что их задача, в отличии от сект, — не в сужении поля сознания человека и формированию «привязки» к себе участников, а наоборот — в развитии и расширении человеческих «духовных» интересов с распространением последних на ВСЕ, в том числе и социальные аспекты жизни.

Необходимость же формирования специального пространства для раскрытия новых качеств и временное отграничение от «обычного» мира вполне оправданы для того, чтобы набрать силу пробужденному ростку воли и окрепнуть настолько, чтобы можно было безопасно перейти к следующему этапу.

Напомним ещё раз, что результат, который должен здесь быть наработан — избавление от неконтролируемого проявления гордыни во всех формах и умение в условиях от «тепличных» (ограниченных общиной, пространством группы) до средних (обычная социальная деятельность) поддерживать волей состояния внутреннего комфорта (радости).

Некоторые более конкретные приёмы для внутренней работы будут описаны в разделе «тантра как психотехнология», здесь же ещё следует добавить то, что если предыдущую ступень можно было назвать как «умение понимать языки Бога», то эту — «умение к Богу обращаться».

Обращение есть сознательный волевой акт, и его смело можно назвать индивидуальным творческим деянием.

Чтобы произнести слово — нужно научиться делать это и потом произносить каждый раз по движению своей воли.

Своё творение сердечного радостного и любящего состояния и есть самостоятельно произнесённое «слово».

Именно с уровня сердца осознаётся глубинная связь со всем сущим.

И тогда мы проживаем себя не как отделённую от всех личность, а Индивидуальность, соединённую со всем Миром.

До этого момента мы живём как потребители, прося и черпая у мира его блага. Для того, чтобы наше внутреннее Я имело возможность созревать и расти.

Но когда зрелость случилась — мы сами можем сделать свой вклад в мир, ранее нас питавший — своими сознательными действиями.

И первое сознательное действие — это созидание радости в сердце самостоятельно.

Когда сердце «горит» огнём радости и любви без внешних (материальных) причин — его тонкие вибрации и есть наше послание к Богу.

Хорошее освоение предыдущего этапа (умение слышать) является залогом того, что наши послания будут адекватны и уместны и, самое главное, замечены, о чём Мир (Бог) нам наверняка скажет и мы сможем его понять.

В случае «недоделок» на предыдущем этапе мы рискуем обратиться «не вовремя» или не понять ответного послания и продолжать настаивать там, где это абсолютно неуместно.

Как, например, делая подношения духам местности, необходимо слышать и правильно интерпретировать их ответ, иначе проводимый в случае непонятого (неуслышанного) отказа ритуал будет по меньшей мере, неэффективен, а то и весьма разрушителен.

Смысл названия Пути преданных именно в преданности Пути (к Богу). Когда это стало главной целью и смыслом их жизни.

Это отнюдь не означает ухода из жизни социальной, что может сделать эту задачу более лёгкой, как, например — проживание в монастыре или общине секты, но здесь «легче» отнюдь не равнозначно «лучше» в том смысле что крепкой воля становится, как и тело, проходя через трудности.

Условно здесь тоже можно выделить схожие три этапа, что и на первой ступени:

1. Медитации и молитвы в изолированном (своя комната, тренинг) пространстве для создания пробужденного (чувствительного, любящего и т.д.) сердца.

На этом этапе сердце обычно закрывается само за пределами комнаты для медитации и не сформировано понимание того, когда и с кем его можно держать открытым, а с кем — нет.

2. Дела и действия специального (выборочного) порядка в миру, через которые проявляется состояние сердечной открытости и служения без ожиданий благодарности (благие дела, молитвы, помощь животным и людям и т.д).

Здесь состояние сердечной открытости проявляется значительно чаще и оно более устойчиво, человек начинает понимать, когда сердце нужно «прикрывать», чтобы не поранить, т.к. своей силы оно ещё не обрело.

3. Умение в абсолютно ЛЮБОЕ дело ( которое раньше казалось скучным, пустым, неинтересным и «не твоим») вкладывать свою искреннюю заинтересованность, любовь и радость и дарить их Миру.

Здесь же состояние сердечной открытости может быть создано почти всегда, за исключением острых стрессовых ситуаций, в которых автоматизмы (закрытость, страдание, обида) ещё берут своё.

Кроме этой схемы можно так же взять для себя ещё одну, определив знакомые уже нам четыре сферы развития способности жить с открытым и любящим сердцем.

1. Посвящение своих молитв и дел Богу, как абстрактной фигуре (хотя она может быть выражена в ментальном образе или даже картинкой).

2. Служение в благости и радости близким по духу людям (общине, семье), умение видеть их божественную глубинную суть.

3. Служение в радости и с любовью животным, растениям, природе. Осознавание их божественной природы.

4. Служение в радости и любви конкретному человеку — в котором тоже живёт Бог. Чаще на эту роль ставится гуру. Более трудным же вызовом для практика является служение человеку, считать которого своим гуру последний ранее никогда бы не стал.

И, хотя 4 пункт больше подходит для следующих ступеней, начинать её освоение можно уже здесь, тем более, что полученные ранее знания прямо говорят именно о том, что божественное есть в каждом 🙂

Полноценное освоение же этой ступени в сочетании с предыдущей даёт не только глубокое равновесие почти в любых ситуациях и наполненную смыслом жизнь. Она способна принести к тем знаниям, что получены ранее — сначала проблески — озарения, а потом — и достаточно устойчивый поток глубокой связи с Миром, Его глубинными принципами существования и развития, знание своего Пути и поистине потрясающую красоту в восприятии почти всех сторон жизни.

Любовь Творца

Я люблю тебя
Едва заметно, тихо…
Небом голубым, корой берез
Шелестом листвы и светом звезд

Я люблю тебя краями берегов
Запахом травы и песней птицы
Ясным солнцем, красотой зари
Ливнем летним, тишиной зарницы
Беспокойной утренней грозы…

Я люблю тебя лесами и полями,
Свежим снегом, горною тропой…
Белыми чудными облаками
И кристально — чистою росой

Я люблю тебя густым туманом
Ледяной водой в горах реки
Разнотравьем, ягодой, цветами
Наливными яблони плодами
Полною корзиною с грибами
Рыбой, что очистила пруды

Я люблю тебя
Метелью, вьюгой дикой
Льдом укутав озеро зимой…
Я люблю. Пронзительно. Велико
Воздухом, огнем, водой, землей…

Я люблю простыми чудесами
Сотворенной мною Красотой
Памятью о детстве и о маме
Радостью, прощением, тоской

Я люблю, любовь дарует крылья
Смелость двери сердца распахнуть
Я с тобой едва заметно, тихо
Чтобы твою веру не спугнуть

Я люблю тебя, и в каждом вдохе жизни
Я несу тебе любви ответ
Часть великой превосходной силы
Часть меня, где нам различий нет

Я люблю, любовь моя открыта!
За руку веду туда, где Я
Доверяя сердцу в каждом миге
Путь любви открыт и для тебя

21.02.17 Мария Третьякова.